Алкогольная зависимость «с молодым лицом»
Пьянство и алкоголизм - одна из глобальных проблемм, стоящих перед человечеством. По данным Всемирной организации здравоохранения, злоупотребление алкоголем находится на третьем месте среди причин смертности (после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний).
Лицами в нетрезвом состоянии довершаются почти 40% всех преступлений. Каждый пятый подросток совершает уголовно-наказуемые деяния в состоянии алкогольного опьянения.
Многие несовершеннолетние и молодые люди употребляют алкогольные (водка, вино, шампанское и пр.), слабоалкогольные (джин тоник, шейки) напитки и пиво и даже не задумываясь над тем, чем они «угощают» свой организм. Среди молодежи бытуют самые разнообразные мифы: будто бы алкоголь — это пищевой продукт, что малые дозы этого «продукта» безвредны, или даже полезны, выпить на праздник — это традиция, «пиво содержит витамины и не алкогольный напиток», что употребление алкоголя может развеселить, снять напряжение, облегчить общение и знакомства, да ещё и вылечить!
Производители в рекламе пива и слабоалкогольных напитков используется популярные среди молодежи виды развлечений, создавая ассоциации, что только с бутылкой «любимого пива» можно весело провести время с друзьями.
Для повышения продаж пива и слабоалкогольных напитков среди молодежи организуются т.н. «пивные фестивали», куда приглашаются известные исполнители, проводят различные развлекательные акции.
Особенности «пивного» алкоголизма заключаются в следующем:
- употребление пива вызывает более легкую степень опьянения, что способствует более частому его употреблению и является первым этапом в переходе к потреблению более крепких алкогольных напитков;
- формирование алкогольной зависимости происходит не столько медленно, сколько незаметно и обманчиво;
- чем выше содержание алкоголя в пиве и чем больший объем выпивается, тем негативнее его воздействие на организм;
- злоупотребление пивом не вызывает такого негативного отношения, как злоупотребление алкогольными напитками, и поэтому часто рассматривается окружающими как приемлемое поведение;
- доступность пива для несовершеннолетних, в том числе экономическая, ведет к быстрому формированию у них алкоголизма.
В научных исследованиях было показано, что формирование основных функций головного мозга, позволяющих самостоятельно принимать решения и формирующие ответственность завершается к 21 году. Поэтому употребление алкоголя до 21 года замедляет развитие мозга, способствует развитию в дальнейшем нарушений поведения и препятствует достижению успеха в жизни.
Алкогольная зависимость, развывшаяся в молодом возрасте, характеризуется быстрым формированием психологической зависимости («сильная тяга к выпивке» и потеря контроля над употреблением), что приводит к приему значительных количеств спиртных напитков и повышает риск негативных последствий – пропуски учебы и работы, агрессивное поведение в опьянении, травматизм, управление автотранспортом в нетрезвом виде, рискованное сексуальное поведение с опасностью заражения венерическими заболеваниями, совершение противоправных действий и последующая криминальность. Молодежный алкоголизм проявляется также пренебрежением к своему здоровью, забвением прежних интересов и увлечений (спорта, общественной деятельности, трезвого общения со сверстниками), и главное, часто ведет к сохранению зависимости от алкоголя в течение всего трудоспособного возраста.
Пагубное воздействие пива на организм молодого человека:
- поражения зрительного и слухового нервов, нарушения функций спинного мозга и повреждение периферической нервной системы;
- заболевания сердца – миокардиодистрофия, формирование «пивного» сердца, артериальной гипертензии с риском инсульта;
- рака молочных желез у девушек, рака простаты у мужчин;
- бесплодия у женщин и импотенции у мужчин;
- цирроз печени, хронический гепатит, панкреатит, гастрит;
- нарушениям обмена веществ (ожирению по т.н. «пивному типу»).
В Беларуси разработали специальную программу по предупреждению и преодолению пьянства до 2020 года
В программе предусмотрено:
- Введение регулируемых размеров акцизов на алкоголь — «с учетом темпов роста средней заработной платы, параметров инфляции, роста закупочных цен на зерно и солод и иных внешних факторов».
- Внести изменения в работе торговли. Запретить продажу алкоголя в парках, а точнее — создании зон, свободных от торговли спиртным, огранить время продажи алкоголя с 9.00 до 22.00 ч. в будни и запретить продажу в выходные дни.
- Запретить рекламу алкогольных напитков.
- Проводить выборочные проверки дыхания на алкоголь для выявления пьяных за рулем/
- Усилить популяризацию здорового образа жизни через систему образования и СМИ.
Смолина О.А.- ф.-валеолог.
Использовались материалы интернет-ресурсов