Культура болезни и общество
Поддержание здоровья нации является первейшей задачей любой общественной формации, ибо на нем держится структура общества и государства, его экономический и социальный статус, сохранность этноса, то есть все, что определяет перспективу их развития. Вероятно – это прописные истины. Однако до настоящего времени борьба за здоровье человека в нашей стране носит чисто формализованный характер, не давая ожидаемых результатов. Так мы расходуем солидные средства на здравоохранение, спорт, социальную поддержку, но это слабо окупается здоровьем населения. И в значительной степени причина этого заложена в парадоксальном отношении к здоровью и болезни всеми членами нашего сообщества.
Одна из причин кроется в том, что в обществе сформировалось потребительское отношение к своему здоровью, впрочем, как и ко всему, с чем мы сталкиваемся. Наше потребительство к здоровью дошло до того, что мы воспринимаем лечение, как просто его покупку. Мы часто палец о палец не ударяем, чтобы самим что-то сделать для здоровья, ибо мы привыкли, что за нас это делают врачи в силу придуманных для них обязанностей и конкретной оплаты за выполнение работы.
Мы дошли до того, что не хотим воспринимать персональной ответственности за сохранение здоровья в личном, семейном и общественном плане. И если мы заболеваем, то зачастую сваливаем все связанные с этим заботы на плечи врача, семьи и общества, не предпринимая самостоятельных усилий и не вникая в суть проблемы. Мы не желаем запоминать принимаемые лекарства, анализировать свои ощущения во время лечения, которые могли бы помочь повысить его эффективность, забываем пить во время таблетки, мерить давление крови и проч. Мы готовы только потреблять, не понимая, что за окном уже стоит 21 век и говорить о неграмотности и отсталости уже неприлично. Да и ее-то почти и нет, есть только лень и развращенное потребительство.
Конечно, за этим кроется модифицированное в угоду своим потребительским привычкам понятие роли врача в сфере услуг сообществу. Наши интересы постоянно вращаются в сфере ублажения своих привычек и желаний, иногда мы влезаем даже в сферы совершенно далекие от своей профессии, однако, когда речь заходит о здоровье, то приходится слышать: «я программист или архитектор, или математик, поэтому я в медицине ничего не понимаю». А ведь если говорить о сфере интересов, то именно физиология человека должна иметь первенство в познании, ибо это надо знать всем от малого и до великого. Не в футболе, спорте и других развлечениях или в чем-то другом, а именно в физиологии своего организма мы обязаны ориентироваться.
Никто не утверждает, что всем людям нужны профессиональные знания в медицине, но иметь представления об основных процессах, происходящих в организме, подстерегающих опасностях и путях их предупреждения должен знать каждый культурный человек, и понимать, что ему говорит врач, быть ему помощником в лечении своего дорогого тела. Вместо этого нередко пациент вываливает на стол врача кучу ненужных никому бумаг и карточек со словами «доктор разбирайтесь сами, я в этом ничего не понимаю». И врач перебирает различные записки, квитанции, предупреждения, наставления и проч., среди которых можно и не найти нужного.
Современному человеку нужна хотя бы элементарная культура, общечеловеческое понимание происходящего вокруг. Без этого нереально рассчитывать на какой-то положительный сценарий дальнейшей жизни. Необходим разум для понимания, что земная жизнь дана не для безмерного насыщения плоти человеческой, ибо это приносит только вред телу и Духу человека. Мы не знаем, как много во Вселенной планет с разумной жизнью и не представляем какое она еще несет предназначение, но становится очевидным, что выращивание личностного Я является одной или самой важной ее функцией.
Бесплатно ли нам дана природа, а если нет, то чем мы должны рассчитываться за ее эксплуатацию? Мы грыземся и воюем всегда и за все: лучшую косточку, дом, деньги и даже лучший участок на кладбище и никак не можем понять, что это нам, по большому счету, абсолютно не нужно, так как за всей этой сладострастной или пусть даже горькой земной жизнью во имя тела стоит только пустота.
Земному человеку нужны совершенно другие понятия. Часто ли мы видим совершенно бескорыстное стремление отдать или поделиться частью принадлежащего себе с кем либо из нуждающихся? Вдумайтесь, кто из нас может сказать, что он сделал что-то такое, которое бы не относилось к удовлетворению своих и ближних телесных желаний? На эти вопросы ответить крайне трудно, так как все наши дела на земле посвящены выживанию нашего тела или просто его ублажению. И какими бы благородными не казались наши деяния, они напрямую или косвенно все равно направлены на это. А нам нужно совершенствование личности (ее Я), которое открывает понимание нашего жизненного пути, без чего не будут формироваться милосердие, сочувствие и жертвенность, определяющие такое понятие как человечность.
Вот таким образом формируются основы общественной жизни и определяются ответственность и обязанности каждой личности перед собой, обществом и Природой, воспитавших и создавших нас. Однако низкий уровень самосознания пациентов весьма распространен. Поэтому не удивительно, что при существующем высоком уровне развития технологий, в том числе и в медицине, на прием к врачу еще приходят люди с запущенными поражениями органов и даже всех систем организма, которые быстро приводят к ранней смерти, несмотря на принимаемые буквально героические усилия и большие затраты. При этом поражает не только безалаберность пациента, но и бездушность (или такая же безалаберность) его родственников, которые под разными предлогами могут уклоняться от помощи больному или от необходимого контроля над ним.
Нет никакого сомнения в том, что уклонение пациента от участия в сохранении его здоровья должно рассматриваться как отягощающийся фактор, за который надо нести ответственность, и думается, что даже и не моральную. Проведение длительных программ лечения пациентов с хронической патологией показало, что ранняя смерть наступает у тех, кто уклоняется от активного участия в своем лечении, ибо они могут пропустить прием лекарства, уменьшить по каким либо соображениям его дозу, вовремя не выполнить контрольное исследование или не явиться на контрольный осмотр. В медицине это трактуется как отсутствие комплаентности.
Хотим мы это принимать во внимание или нет, но факт остается фактом: такие больные наносят большой вред себе, обществу и особенно медицине. Этим они дискредитируют ее как дисциплину, а заодно и лечащего врача, как профессионала. К этому надо добавить, что отсутствие комплаентности в большинстве случаев сопровождается созданием напряжения во взаимоотношениях врач-больной, обусловленного убеждением больного в том, что врач обязан выполнять все его прихоти, совершенно не сомневаясь в своей правоте. И врач в таких ситуациях остается совершенно не защищенным ни морально, ни юридически.
Так почему же мы, люди, так бездумно относимся к своим специалистам? А потом начинаем их, одуревших от такой работы, обвинять в различных грехах, вместо того, чтобы помочь им защититься от произвола хотя и больных, но зарвавшихся склочников, вымогателей привилегий и прав, а иногда и просто от больных с нарушенной психикой.
Причина возникающих в медицинской сфере противоречий, наверное, как и во всем человеческом сообществе, кроется в человеческом факторе, который мы еще не научились ни классифицировать, ни регулировать, ни искоренять. В принципе все упирается в непонимание человеком ключевой для него проблемы: что можно вершить, а что нельзя? Другими словами, в каких случаях ты порождаешь добро или зло? Кажется, что все предельно просто – не претендуй на то, что не твое или не требуй большего, чем положено (законом, правилами). Но как раз это для большинства людей является просто невыполнимым из-за присущего им эгоизма.
Он есть проявление животной сущности человека, усиленной логическим мышлением (расчетом) при низком уровне чистых (добросердечие, милосердие, сострадание) эмоций, присущих альтруизму. Человеку с таким уровнем развития очень трудно сдерживать желание урвать больше, то есть определить для себя границу достаточности. Всегда будет казаться, что мало. В таких случаях вся надежда только на законодательные акты. Но, к сожалению, эгоисты научились их легко обходить или использовать в своих интересах.
Для человечества есть более эффективный сдерживающий фактор в своих устремлениях, чем закон. Это – вера в Творца Единого. При этом не возникает никаких дополнительных серьезных проблем во взаимоотношениях между людьми в т.ч. и между врачом и пациентом. Но вера приходит лишь с устойчивым порицанием эгоизма и формированием альтруизма, пониманием равенства между всеми членами сообщества и обязанности жить во Имя Творца и ради сообщества, а не только для себя. Но, таких людей в обществе значительно меньше. Да и некоторые из них думают, что идут к Богу, а на самом деле прикрываясь Им, не расстаются с эгоизмом и продолжают служить корыстным интересам, за которыми стоит золотой телец.
Так что посылок к саморегулирующему сохранению паритета во взаимоотношениях медицинский работник-пациент нет, и не предвидится. Следовательно, существующая система не может удовлетворять обе стороны. Значит, нужен поиск эффективных регулирующих механизмов. И они есть, но мы их не готовы применять, так как они противоречат нашим сформировавшимся привычкам.
Самое главное заключается в том, что мы не можем и не желаем понять простую истину, что все члены сообщества, все профессии, все должности без всякого исключения должны иметь одинаковый правовой статус. Нарушая этот принцип, человечество никогда не добьется гармоничного развития и сохранения цивилизации. Ибо созданная диспропорция всегда переходит в дисгармонию. На этом нет смысла останавливаться, ибо все это широко известно, и культивируется абсолютно на всех уровнях общества, потому что создает преференции эгоизму. Похоже, что с этим нет эффективной борьбы, кроме внутреннего стремления каждого человека к чистоте дел и помыслов.
Если эти вопросы рассматривать в приложении к медицине, то проявляется одна особенность, которая продолжает играть роль разжигателя конфликтов между медицинским работником и пациентом. Все дело в том, что еще в СССР в условиях повальной бедности, низкой социальной защищенности населения декларировалось, что любой медицинский работник обязан выполнять все требования больного, несмотря ни на что. Это аргументировалось принятием врачами клятвы Гиппократа, хотя она никогда не преследовала подобные цели. В ней говорится о недопустимости наживаться на болезни, но плату за труд никто не отменял. Особенное внимание уделяется воспитанию милосердия, сострадания и жертвенности в лечении больных.
Никто не сомневается, что эти качества очень важны для врача. При их наличии врач будет более внимательным, отзывчивым, приветливым в общении с пациентом, что повысит у больного психологический статус и улучшит (ускорит) результат лечения. Но такие качества не возникают сами по себе, их надо формировать годами и в соответствующих условиях. Наиболее ценны доброжелательность коллектива и администрации, понимание больным его ответственности в проводимом лечении с доверием к специалисту, повышение имиджа медицины, врачебного дела и осознание тяжелой роли врача, постоянно находящегося в контакте с горем, болезнью и смертью. Только медицинский работник может знать, каким стрессом для него является смерть больного, когда сопереживание тебя не покидает неделями, когда все валится из рук, а ты должен, несмотря на это, выполнять свои служебные обязанности и стараться не переносить свои переживания на родных и других людей.
И если в этот период ты встречаешься еще и с унижением вместо благодарности, то надо иметь большое мужество, чтобы не сорваться. А это оборачивается ранними болезнями и смертью. Поэтому эти показатели среди врачей высоки и это притом, что врач всегда, может, вовремя заметить приближение беды.
К сожалению, такая вот действительность. Не надо воспринимать все сказанное как попытку обелить всех медицинских работников. Среди нас есть и нерадивые, и равнодушные, но их мало, ибо для злодейства и бездушия медицина не поле посева зла. Профессиональная деятельность быстро метит шельму. Речь идет о медицине, как специальности и ее честных служителях. Они нуждаются в поддержке и заслуженном уважении.
Просматривается несколько путей помощи в решении этой проблемы с участием Белорусской ассоциацией врачей:
- повышение культурно-воспитательной работы среди населения и медицинских работников через СМИ, проведение публичных акций в честь успехов и заслуг медработников не только в профессиональном плане, но и по нравственным критериям.
- разработка четкой правовой, законодательно оформленной регламентации взаимоотношений между медицинским работником и больным с указанием прав и обязанностей каждой из сторон;
- повышение ответственности врачей за нарушение положений и правил медицинской этики и деонтологии:
- усиление роли БАВ в происходящих в медицине процессах, особенно в части защиты каждого отдельного медицинского работника и их групп. Для чего необходимо наделить на уровне государства Белорусскую ассоциацию врачей
- обязанностью формировать и проводить работу по оценке и соблюдению медицинскими работниками этических норм в медицинских учреждениях здравоохранения Республики Беларусь вне зависимости от формы собственности;
- правом участия в проведении аттестаций, присвоении званий, конкурсах и прочих общественно-производственных мероприятиях с оценкой этических и деонтологических составляющих профессиональной характеристики врача;
- правовом участии в защите медицинского работника в случаях юридического разбирательства.
Реорганизация работы БАВ и его сотрудничества с МЗ может принести только выгоду для обоих учреждений: регламентировать работу в точках соприкосновения, улучшить психологический климат в медицинской среде и повысить роль медицинского работника в общественной жизни, снизить уровень социально - психологической напряженности в медицинских коллективах.
Что же касается пациентов, которые не имеют приверженности к выполнению предписанных рекомендаций по лечению заболеваний и профилактике осложнений, уклоняющихся от нормального образа жизни (например, курение, алкоголизм, склочность и прочее), то ясно одно, драконовских мер по отношению к ним принимать крайне неэтично. Но дифференцировать их для их же блага целесообразно. Маркером может служить понятие комплаентности больного (К или НК), которыми возможно маркировать лицевую сторону амбулаторной карточки, истории болезни или других документов (это запрещено, согласно конвенции о защите прав человека: нельзя маркировать, как раньше, больных перенесших гепатит А, туберкулез, ВИЧ и др. заболевания). И для стимуляции больных стать комплаентным определить ряд предпочтений и поощрений к ним со стороны общества и здравоохранения.
Это будет иметь значение (воспитательную роль) для населения в общем развитии культуры общества, и повышения эффективности лечебных мероприятий.
Фёдоров Е.А.